Безотметочное обучение в начальной школе

Терехова Л.А.,
зам. директора по УВР МОУ СОШ № 1

Безотметочное обучение в начальной школе

   Современные школьные психологи утверждают, что наиболее частая проблема, с которой они сталкиваются в школе, это тревога детей по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции на нее одноклассников и родителей на результаты учебы.
  
Анализ новых подходов к контролю и оценке выявил возможность гуманизировать этот процесс, сделать его радостным и желанным для ученика. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико. Чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попадали в зону «тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку. Для этого необходимо формировать уверенность в своих силах. Большим стимулом в этом является похвала учителя, одобрение класса, поддержка родителей. Но какие бы новые подходы не выдвигались, к способам оценки, контроля знаний, важно чтобы учитель принимал, осознавал эти подходы и умел перестраиваться в своей работе, порой в корне меняя свой стиль общения с детьми, манеру ведения урока.
  
После изучения учителями нашей школы документов по безотметочному преподаванию, на методическом объединении учителей начальных классов был поставлен на обсуждение вопрос о переходе на новую систему оценивания. Безотметочное обучение в 1 классе ни у кого из учителей не вызвало отрицательных эмоций, несогласия. Это как само собой разумеющийся факт. Первый класс – это большое событие в жизни ребенка, семьи. Оттого как ребенок войдет в школьную жизнь, пройдет адаптационный период зависит вся последующая его учеба, общение с одноклассниками, взаимопонимание с учителями. У учителей уже был накоплен определенный опыт в работе с первоклассниками. А вот вопрос безотметочного преподавания в следующих классах обсуждался бурно. Учителя музыки, изобразительного искусства, физкультуры, православной культуры сразу выразили желание начать работу в новом режиме. Большинство педагогов начальной школы согласны были продолжить безотметочное обучение во 2 классе, что нашло отражение в решении педсовета школы.
  
В течение 2004-2005 года разрабатывалось Положение о безотметочном обучении, своими находками делились учителя на методических объединениях. Творческой группой учителей и администрацией школы были разработаны диагностические карты фиксации ЗУНов по предметам, разработана методика проведения устного и письменного контроля, способы оценки, самооценки учебной деятельности учеником и учителем. В конце учебного года разработана была администрацией педагогическая характеристика и лист фиксации знаний по усвоению программного материала каждым учеником по предметам согласно программе. Все наработки теоретические и практические учителей, администрации нашли отражение в «Положении о безотметочном преподавании». В течение 3 лет в Положение вносились изменения, корректировки. Сказать, что на сегодняшний день коллектив закончил работу в этом направлении нельзя. Учителя в поиске. К.Д.Ушинский писал, что интерес является условием успеха в обучении младших школьников. Интересное задание с удовольствием выполняется, выполняется быстрее, эффективнее. Поддержать интерес к предмету учителям начальной школы помогает:

· использование наглядности, мультимедиа

· интересных заданий с загадками, кроссвордами, шарадами

· постановка проблемного вопроса

· создание комфортной обстановки на уроке в парах, группах

· проведение интегрированных и нестандартных уроков

· межпредметные связи на уроках

· проведение внеклассной работы по предмету

   Именно когда есть результат в учебном труде, надо начинать развивать самооценку ученика, которая должна предшествовать оценке учителя. Уже с первых уроков в 1 классе ребенок приучается оценивать свою работу. Словарный запас ученика невелик, поэтому учителя вводят для самооценки трехцветные фигурки, круги, линеечки со шкалами. Цветовой спектр выбирается разный. Например, «красный» – «Я доволен своей работой, всё знаю, умею»; «синий» - «Немного затруднялся в выполнении, сомневался, допускал ошибки, не совсем доволен работой»; « желтый» - «Работой не очень доволен, не все получалось, нужна помощь»
  
Используются в практике лесенки из 10 ступенек. Ученик поднимается на ту ступеньку, на которую считает нужным, зная, что 1 ступенька говорит о том, что «Я ничего не знаю», а последняя «Знаю все». Аналогом ступеньки служат оценочные круги, вращая круги, ученик открывает в зависимости от знаний число цветовых сигналов.
  
Использование оценочных шкал для письменных заданий, которые вычерчивают ребята в тетради и отмечают точкой, крестиком на шкале свои успехи в работе или неудачи, натолкнули на более интересные видоизменения шкал в волшебные линеечки, с использованием сказочных персонажей, фигурок. Так для устной оценки письменной работы или какого- либо задания используется обычная линейка, к которой прикреплен флажок, бабочка, птичка, двигающаяся по нитке вверх, вниз, взлет ракеты на разную высоту в зависимости от результата.
  
Поднятый вверх флажок может сообщить о том, что работой ученик доволен, все запомнил на уроке, научился писать новую букву хорошо…. С помощью линеечек можно измерить все, что угодно. Учитель должен четко объяснить, что фигурка на самом верху линеечки говорит о том, что вся работа сделана, верно. Например, все слова в диктанте написаны правильно, а в самом низу, слова написаны все с ошибками, на середине – ошибки, допущенные в некоторых словах. Как правило, такие же линеечки есть и у учителя. Показом на своей линейке он может согласиться или опровергнуть самооценку ученика, может наглядно продемонстрировать отношение к работе всего класса, отдельных ребят.
  
Отличие волшебных линеечек от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.
  
Чтобы каждый ученик мог оценить аккуратность выполнения письменной работы, работ выполненных на уроках труда, изобразительного искусства, учителем нашей школы Володиной Ю.Ф.был придуман сказочный персонаж – карандаш. Старшие школьники помогли вырезать и раскрасить на каждого ученика фигурку карандаша с отверстием для носа. В это отверстие учащиеся сами вставляли цвет карандаша ( красный – хорошо, аккуратно выполнено; синий– «не совсем аккуратно»; оранжевый - «неудачно, неаккуратно выполнено»)
  
Все это приемы организации обратной связи. Цветом можно сигнализировать хорошее, среднее, плохое настроение. Иногда для этого учителями используются «Мордашки».
  
Текущие оценки, показывающие продвижение младших школьников в освоении всех умений, навыков, учителя фиксируют в диагностических картах наблюдений, которые разработаны по всем предметам, с учетом тем запланированных по классам. Фиксация умений, навыков производится условными обозначениями, выбранными учителем. Большинство учителей использует цветовой спектр, некоторые учителя используют следующую символику.

   Учителя, которым трудно было отойти от 5 бальной схемы, фиксируют результат отметками, не называя их учащимся. Некоторые учителя графически изображают продвижение школьников. Например, в темпе чтения, в выполнении итоговых контрольных работ, проверочных письменных заданий. Диагностические карты разрабатывались учителями, администрацией. Часть диагностических карт отражает продвижение ученика за определенный период (год, четверть), а часть отражает продвижение за весь период обучения в начальной школе (см. приложение карт).
  
Для оценки творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни выбран педагогами «Портфель достижений ученика». Он представляет собой папку, в которую вкладываются творческие работы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, сообщения, грамоты за олимпиады, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно – справочные материалы из дополнительных источников и т.д. При отборе работ помогает ученику учитель.
  
Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
  
А самое главное, успех безотметочного обучения будет только тогда, когда сам педагог искренне верит в саму идею безотметочного обучения как пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru