КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
    Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
    Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.
    В игре дети имеют возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.
    Для обучения через игру существует множество подвижных и дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
    В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.
    Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).
    К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
    Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от родителей знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать следующее:
    1. Уровень развития вашего ребенка:
- Что умеет ваш ребенок, и какие игры ему нравятся?
- Какие проблемы есть у ребенка?
- Что ему пока не удается?
- Что получается хорошо?
- На какие навыки можно опереться?
- В чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции?
    2. Объем внимания ребенка:
- Качество речи, объем лексики, тяга к общению.
- Состояние эмоционально-волевой сферы.
    3. Состояние ребенка перед игрой:
- какое общее физическое состояние?
- степень возбуждения ребенка
- способность сконцентрироваться на игре
- общее настроение перед игрой.

    Цель игры для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- предоставить определенный объем знаний, умений и навыков
- отвлечь от негативных раздражителей
- занять свободное время ребенка
    Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игрой и с какой целью мы проводим игру, то следует перейти к практическим действиям и поставить себе вопросы: Где? Когда? С чем? С кем?
    То есть определить:
- Место, где будет играть ребенок (где)
- Время, когда будет организовываться игра (когда)
- Материалы (игрушки, которые нужны для игры (с чем)
- Кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с кем).
    Место, где будет играть ребенок, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или во дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а во дворе - подвижными. Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным.
   Для этого необходимо:
- обеспечить его гигиену;
- сделать его, по возможности, просторным;
- изъять ненужные предметы,
-провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра,
- убедиться в исправности игрушек и оборудования.
    Если игру планируем проводить на свежем воздухе, то в таком случае следует исключить возможность попадания в зону игры транспортных средств, бродячих животных, острых предметов, других вредных факторов.
Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Суворова В.А., педагог-психолог МБУ «Центр 
психолого-педагогической реабилитации и коррекции» 
написано на основе материала