Семья и подросток в трудной жизненной ситуации

14122018.png

    Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация;
-это совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла;
-препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств;
-ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность;
-нарушение привычных внутренних связей;
-невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
    Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (нормальные) и трудные (проблемные).
    Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды. Признаки, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение стрессовых состояний человека.
    Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.

14122018-1.png14122018-3.png

    Признаки неблагополучия:
-утомленный, сонный вид; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
-санитарно-гигиеническая запущенность,
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии, трудности в обучении.
-привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке;
-проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
-проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
    К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:
• понимание сути оказываемой поддержки;
• профессиональная готовность;
• формирующее начало;
• личностные качества;
    Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, помощи государства, с целью организации адресной индивидуальной профилактической работы. Педагог, регулярно общаясь с законными представителями учащихся, строит свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
Очень важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка, а так же служб системы профилактики района. Конфликт любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта.
    Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в школе и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.

14122018-2.png

Хомякова Н.А.,
педагог-организатор 
МОУ «СОШ в п. Михайлово»



Телефоны администрации

8 (40143) 3-60-14

8 (40143) 3-60-15

8 (40143) 3-60-06

Официальный сайт Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
© 2024, admgusev.ru
Top.Mail.Ru