Версия для слабовидящих На главную страницу Поиск по сайту Написать администратору сайта Карта сайта
Гусевский городской округ
Город
Власть
Законодательство
Бизнес
Муниципальные услуги
Пресс-центр
Образование
Новости
Статьи
План Мероприятий
Модернизация
Образовательные учреждения
Всероссийская олипмиада школьников (муниципальный этап)
Нормативные документы
Публичный доклад
Горячая линия
Мониторинг системы образования
"Наш ребенок"
Независимая оценка качества оказания услуг
Поиск по сайту:
Главная / Город / Образование / Статьи / Статья «Стресс и ребенок

Статья «Стресс и ребенок

06.04.2018

СТРЕСС И РЕБЁНОК

В современном мире дети постоянно испытывают стрессовые перегрузки, что приводит к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций. Для ребенка чрезвычайная ситуация – любое событие, обстоятельства, факты, ситуации, нарушающие внутреннюю гармонию, нормальную жизнедеятельность его организма. Они вызывают дискомфорт и беспокойство, формируют неадекватные и неадаптивные защитные реакции, такие как импульсивность, агрессивность , тревожность или, наоборот, уход в себя. Психологи называют ситуации, вызывающие нарушения внутреннего равновесия организма, стрессом.

Стресс может быть вызван:

- неблагоприятным социально-психологическим климатом в семье или детском коллективе;

- конфликтными отношениями между взрослыми членами семьи, свидетелем или участником которых стал ребенок;

- разводом родителей;

- физическим, психологическим или другими видами насилия, которым подвергся или подвергается ребенок в семье или другой социальной группе, где он находится;

- неправильным стилем воспитания, способствующим формированию различных комплексов, развитию неадаптивных защитных реакций или воспитанию негативных индивидуально-характерологических черт малыша.

Факторов возникновения стресса много. Это свидетельствует о том, насколько ранима, уязвима, чувствительна и беззащитна детская душа.

Стресс влияет на все уровни организма ребенка. Его воздействие на химический и физический уровни проявляется в ослаблении иммунной защиты и, как следствие, - в частых заболеваниях. У ребенка могут наблюдаться постоянное небольшое повышение температуры тела, головные боли, различные недомогания. На психическом уровне возникает нервозность или нервно-психическое напряжение. На эмоциональном уровне стресс выражается в виде неадекватных эмоциональных реакций ребенка, проявление у него тревожность, раздражительности, различных страхов, постоянного плохого настроения. В поведении наблюдаются, например, агрессия деструктивного характера, уход в себя, свой внутренний мир, нежелание контактировать ни с кем из окружения, чувство одиночества, ненужности.

Таким образом, стресс – физическая, химическая, психологическая, эмоциональная и поведенческая реакция организма на то, что ему угрожает или пугает его, т.е. на различные чрезвычайные ситуации и их последствия.

Распознать ребенка, попавшего под воздействие чрезвычайных стрессовых ситуаций или их последствий, можно по ряду проявлений.

Дети ощущают страх, проявляющийся в разных формах: от ухода в себя и пассивности до агрессивного поведения. Постоянный стресс часто приводит к неуравновешенности, импульсивности и агрессии.

Многие дети оказываются втянутыми в конфликты родителей, стараясь защитить мать от посягательств отца, В этом случае ребенок чувствует гнев по отношению к нему. Это можно проследить в высказываниях ребенка и выявить в ролевых играх на семейную тематику.

Рекомендации для родителей, чьи дети посещают ДОО

Ø Ребенок не должен чувствовать себя ни золушкой, ни кумиром семьи, нужно выбрать что-то среднее.

Ø Позволяйте ребенку как можно большое мастерить, гулять, бегать, чаще приглашайте в гости его друзей.

Ø Не пугайте ребенка волками, полицейскими, врачами. Он всерьез воспринимает то, что взрослым кажется незначительным или нереальным.

Ø Уделяйте больше времени рисованию.

Ø Играйте всей семьей.

Ø Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его ни с кем, он индивидуален и неповторим.

Ø Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости физического контакта с ним. Поглаживайте его, чаще обнимайте, целуйте.

Ø Пусть ваш ребенок будет равноправным членом семьи.

Ø Будьте своему ребенку истинным другом.

Ø Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Ø Встречая ребенка из детского сада, не стоит сразу задавать вопрос: «Что ты сегодня ел?» Лучше поинтересуйтесь: «Что было интересного в садике?», «Чем ты занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Ø Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

Ø Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубую интонацию.

Хотелось бы, чтобы дети никогда не сталкивались с чрезвычайными ситуациями и их последствиями в своей жизни, но не всё можно предугадать и предвидеть. В наших силах оказать помощь, поддержку нашим детям, проявить эмпатию по отношению к ним, научить их быть более стойкими и менее уязвимыми к воздействиям негативных факторов.

Садыкова Е.В., старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 11

Центр развития ребенка»

Статья подготовлена по материалам журнала

«Медработник ДОУ» № 2/2018 г. 

 

Рейтинг@Mail.ru